Среда, 18.10.2017, 23:09
| RSS
Главная » Статьи » История

Имена железных дорог
   В апреле 1838 года был введён в эксплуатацию, то есть открыт для правильного движения участок Санкт-Петербург – Царское Село протяжённостью 21 верста 294 сажени. А затем пошли поезда и по участку Царское Село – Павловск I, путь удлинился на 3 версты 206 саженей.
   Так появилась Царскосельская железная дорога. Кроме неё в России была ещё одна – Варшаво-Венская (Варшава – Граница). Прогресс, как говорится, не остановим, строительство железнодорожных путей начало развиваться, и вскоре они соединили два основных города империи: Москву и Санкт-Петербург. Это была С.-Петербурго–Московская железная дорога. Она в 1855 году была переименована в НИКОЛАЕВСКУЮ, по имени императора Николая I, так много сделавшего для становления и развития железнодорожной отрасли страны.
   Это стало первым – и единственным – именем в названиях российских железных дорог. Все остальные (а их в 1884 году, например, было более пятидесяти) имели исключительно географические названия. 18 мая 1884 года добавилась (была открыта для движения) Екатерининская дорога, которая 18 февраля 1882 года переименована из Криворожской. Но, скорее всего, это название перешло от города Екатеринослава, где была конечная станция этой дороги. Для чистоты мы эту дорогу в свой именослов не возьмём.
   На 1 июня 1917 года в России числилось уже 74 железные дороги и подъездных пути, и только одна-единственная носила имя конкретного человека – Николая Первого.
   28 июня 1918 года был издан декрет, согласно которому все железные дороги переходили в собственность Советской Республики. Удивительно, но только в 1923 году, согласно приказу НКПС № 1313 от 27 февраля, Николаевская железная дорога переименована в Октябрьскую. Наркомом путей сообщения в то время был Ф.Э.Дзержинский.
   Так из перечня названий железных дорог исчезло имя человека. Причём надолго. И только в 1935 году по решению Президиума ЦИК СССР от 21 января появилось новое, советское имя, вернее, фамилия (но мы давайте условимся и дальше говорить «имя»): Мурманская железная дорога была переименована в КИРОВСКУЮ. Известно, что 1 декабря 1934 года был убит Сергей Миронович Киров, и в его честь впоследствии были названы многие предприятия, населённые пункты, улицы, парки, крейсер, танк, даже серия электровозов – СК.
   Началась новая эпоха. И как вы думаете, чьё имя вскоре появилось в названии железной дороги? Правильно, имя великого вождя – Сталина. В списке железных дорог на 1 января 1936 года уже была СТАЛИНСКАЯ железная дорога. Её не построили, ведь вообще в 1935 году по всей стране ввели в эксплуатацию только 299 километров. Просто взяли и переименовали Екатерининскую в Сталинскую! Решение принял ЦИК СССР 4 января 1936 года.
   И покатилось! В марте 1936 года Пермская железная дорога переименована в железную дорогу имени Л.М.КАГАНОВИЧА, в мае того же года – Забайкальская железная дорога переименована в железную дорогу имени В.М.МОЛОТОВА, а Самаро-Златоустовская – в железную дорогу имени В.В.КУЙБЫШЕВА.
   В июле 1936 года из Московско-Курской железной дороги выделена ГОРЬКОВСКАЯ, из Московско-Белорусско-Балтийской организованы КАЛИНИНСКАЯ и Западная железные дороги.
   19 июля 1936 года Московско-Рязанская железная дорога была переименована в ЛЕНИНСКУЮ, а Московско-Курская – в железную дорогу имени Ф.Э.ДЗЕРЖИНСКОГО. Появилась и железная дорога имени К.Е.ВОРОШИЛОВА…
   А теперь представьте, как мучались движенцы, вынужденные в служебных переговорах называть такую, например, дорогу: «Маршрут на железную дорогу имени Валериана Владимировича Куйбышева…». А вдобавок в марте 1937 года Северо-Кавказскую железную дорогу переименовали в ОРДЖОНИКИДЗЕВСКУЮ. С трёх раз – произнесите быстро и правильно это название. Что, «задзикали»?! А вот вам и статья 58 УК РСФСР! Не верите? А вы поднимите списки репрессированных железнодорожников: от наркоматовских чиновников, начальников железных дорог до простых монтёров пути, стрелочников (в прямом и переносном смысле). Нет, не случайно, совсем не случайно в декабре 1939 года одной из железных дорог – Закавказской – было присвоено имя Л.П.БЕРИЯ.
   Итак, перечислим ареопаг: Ленин, Сталин, Киров, Каганович, Молотов, Горький, Калинин, Дзержинский, Куйбышев, Орджоникидзе, Ворошилов, Берия… Никого не пропустил? Через двадцать лет нахождения во владении советского государства железных дорог 12 из них были названы именами людей, большинство которых никакого профессионального отношения к железнодорожникам не имели.
   И сравните ещё раз период с 1838 по 1918 год – 80 лет! И всего одно имя, да какое – Николай!
   Видимо, такой список со временем перестал нравиться и Сталину, так как согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 13.09.1943 года Закавказская железная дорога потеряла имя Берия, став снова просто Закавказской, вернулись Забайкальская (вместо им. В.М.Молотова), Московско-Курская (вместо им. Ф.Э.Дзержинского), Московско-Рязанская (вместо Ленинской!). Железную дорогу им. К.Е.Ворошилова переименовали в Северо-Кавказскую (при том, что Орджоникидзевская железная дорога пока осталась).
   Однако появилось новое имя: железная дорога имени Л.М.Кагановича была переименована в СВЕРДЛОВСКУЮ.
   Подведём итог: на 1 января 1944 года в названиях железных дорог остались следующие имена: Горький, Куйбышев, Калинин, Киров, Орджоникидзе, Свердлов, Сталин. Такое положение сохранялось до 1959 года. Только с 1953 года железная дорога имени В.В.Куйбышева стала называться просто Куйбышевской.
   Но потом начали незаметно, путём поглощений и слияний, исчезать и другие имена. Согласно постановлению СМ СССР от 13 июля 1959 года Кировская железная дорога объединилась с Октябрьской – стала Октябрьская; Орджоникидзевская и Северо-Кавказская объединились в Северо-Кавказскую железную дорогу. Согласно постановлению СМ СССР от 6 мая 1961 года Калининская и Московская железные дороги объединились в Московскую. Прощай, Михаил Иванович!
   И, наконец, указанием МПС № 1359 от 15 ноября 1961 года Сталинская железная дорога переименована в Приднепровскую. Как прозаично…
   Всё, эпоха завершилась.
   Для справки хочу сказать, что в этой статье использованы фактические и цифровые данные из книги «Краткие сведения о развитии отечественных железных дорог с 1838 по 2000 гг.» (Москва, 2002 г. издание ЦНТБ МПС РФ).
   И снова перечислим имена: Горький, Куйбышев, Свердлов!
   Вот уже 50 лет эти три имени находятся пока (верится, что уже осталось недолго) в названиях железных дорог. И если к первым двум претензий вообще-то нет, особенно к Горькому, то по отношению к Свердлову есть много тяжёлых вопросов. Один из них такой – почему имя Свердлова так долго носит одна из крупнейших железных дорог России, управление которой находится в Екатеринбурге?! Вам ни о чём это не напоминает? Где находился трагически известный дом Ипатьева, в котором с соизволения (а говорят, что и по приказу) товарища Свердлова была уничтожена царская семья, в том числе безвинные дети!!!
   Вот парадокс истории! Свердлов, имеющий прямое отношение к расстрелу Николая II (правнука Николая I) увековечен в названии железной дороги, а имя Николая I, первостроителя русской железной дороги, исчезло когда-то из названия и за 20 лет новейшей, демократической истории России так и не воскресло. Право слово, тут есть какая-то тёмная тайна!
   А помните, как в 2009 году пытались вернуть в Москве имя Николаевского вокзала Ленинградскому. В газетах сообщили, что соответствующий приказ уже подписал президент ОАО «РЖД» Владимир Иванович Якунин. «Российские железные дороги» намерены продолжать работу по возвращению вокзалам исторических названий, заявил президент компании Владимир Якунин. По его словам, Ленинградский вокзал, переименованный в Николаевский, "не единственный”. "По всей видимости, мы будем такую работу проводить”, – отметил Якунин в эфире радиостанции "Эхо Москвы” (http://ys.russiaregionpress.ru/archives/2592). Речь зашла даже о возвращении названия Николаевской железной дороги. Такими сообщениями запестрили страницы газет и сайты Интернета. Казалось бы, началось…
   А мне ещё помнится, какая активная кампания поднялась некоторое время назад в среде жителей России, в том числе железнодорожников, когда речь шла о сокращении количества железных дорог до количества федеральных округов. Тогда как раз возникала возможность убрать имена Свердлова, Куйбышева и Горького из названий магистралей, вернуться к нормальному общепринятому принципу – географическому. Нет, не вышло.
   А по поводу переименования Ленинградского вокзала вообще вышла какая-то стыдобища. Пресс-служба железнодорожной компании через короткое время опровергла выпущенное ею же ранее сообщение о переименовании Ленинградского вокзала в Николаевский. Мол, окончательного решения по данному вопросу не принято, мол, произошла «техническая накладка». Сказали бы, что в совести каждого из нас, в исторической и человеческой памяти произошла эта самая техническая накладка, было бы честнее.
  
 
10 января 2012 года.
 
Москва
Категория: История | Добавил: Николаич (13.01.2012)
Просмотров: 2843 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
История [6]
Поиск
Наш опрос
Считаете ли вы необходимым чтобы Казанские вехи стали глобальным порталом?
Всего ответов: 36
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика