Среда, 18.10.2017, 23:17
| RSS
Главная » Статьи » История

Станция Куровская в 1911 году

   В 1911 году завершилось строительство железнодорожной линии Люберцы-2 – Арзамас. Его вело Общество Московско-Казанской железной дороги, председателем которого c 1 мая 1892 года являлся Николай Карлович фон Мекк, сын известного родоначальника железнодорожной династии Карла Фёдоровича фон Мекка. Эта линия была частью магистрального транспортного направления, соединившего кратчайшим путём Москву с Сибирью. Полное движение здесь было открыто в 1912 году.

   Решение о строительстве линии Люберцы-2 – Арзамас было принято в 1903 году, но только в декабре 1911 года по ней прошёл первый поезд. Проследовал этот поезд и через станцию IV класса Куровская.
 
   Что же она представляла собой в то время? Приведу некоторые факты, найденные мной в оригинальных документах той поры.
 
    Станция Куровская находится на 63-й версте от станции Люберцы, а если отсчитывать от первой станции новой линии Люберцы-2, то в 60 верстах от неё.
  
    Крылья семафоров были не видны со станции, поэтому они снабжены ртутными электрическими контактами, соединенными с повторителем, установленным в помещении станции. Этот повторитель показывал положение семафорных крыльев. Для тех, кто только слышал название «семафор» и путает его, как в одной известной песенке, с названием «светофор», объясню кратко, как работает семафор. Крылья семафора (они сделаны из металла) соединены проводами с входными стрелками, у которых установлены лебёдки. Натяжение проводов регулируется компенсаторами, в случае обрыва провода компенсатор обеспечивает закрытие семафорного крыла. На лебёдке, управляющей входным семафором, в те времена устанавливали контрольный замок системы инженера Мелентьева. Два замка были и на входной стрелке, они запирали стрелку в одном из двух положений. Причём ключ можно вынуть из замка только тогда, когда замок заперт. Ключи от всех замков находились у начальника станции, так что он всегда знал положение входных стрелок и семафорных крыльев, где бы он ни находился.
 
    Для приходящих сюда из Москвы и отправляющихся дальше в путь паровозов нужно было много воды. Поэтому на Куровской установили три путевых наливных крана, а не два, как на других станциях. Третий кран позволял набирать воду пассажирскими поездами без отцепки паровозов. Суточный расход воды на станции Куровская составлял 17,96 куб. сажени (для справки: 1 куб. сажень = 9,713 куб. метра). Но если бы два соседних сооружения водоснабжения оказались неисправными, то, по расчётам, расход мог возрасти до 45,27 куб.сажени (далее в тексте: сажень – с.)
 
    Воду качали из реки Нерской, расстояние до которой от водосъёмного здания составляло 719,65 погонных с. (для справки: 1 сажень = 3 аршина = 2,1336 метра). Вода подавалась по 5-дюймовым трубам при помощи насосов системы Вортингтон-Дуплекс, мощность нефтяных двигателей – 6 лошадиных сил. На станции Куровская было установлено устройство водокачальной сигнализации – один прибор системы И.В.Гильбиха. Кстати, сам Иосиф Вильгельмович Гильбих, родившийся в 1864 году, являлся заведующим постройкой телеграфа на этой линии, а затем начальником службы телеграфа Московско-Казанской железной дороги. В 1910 году был награжден орденом Святого Станислава III степени, а в 1913 году – орденом Святой Анны III степени.
 
   По пути из Люберец в Куровскую надо было проехать такие станции: Люберцы-2, Гжель и разъезд Анциферово. После открытия полного движения в 1912 году маршрут выглядел так: станция Люберцы-1 – станция Люберцы-2 – пл. Коренево – пл. Овражки – пл. Хрипань – разъезд Донино – станция Гжель – разъезд Шевлягино – разъезд Анциферово – станция Куровская. А затем поезд шёл дальше.
 
   Вблизи деревни Куровской, на дороге, ведущей в деревню, на 62-й версте, через железнодорожный путь был неохраняемый переезд. Подъезжая к нему, машинист паровоза подавал громкий сигнал, распугивая приблизившихся к железной дороге коров, да и подпасков тоже.
 
   На станции Куровская было одно деревянное пассажирское здание площадью 39,97 кв. с. (для справки: 1 кв. сажень = 4,552 кв. метра), открытая пассажирская платформа постоянного типа длиной 50 погонных с., открытая товарная платформа площадью 48 кв. с., крытая товарная платформа площадью 8 кв. с., пакгауз площадью 16 кв. с., пожарный сарай площадью 4,04 кв. с., ламповая. Построены также деревянное отапливаемое отхожее место, бак для керосина вместимостью 30 пудов, каменное водоёмное сооружение с баком в 12 куб. с., каменное водоподъёмное сооружение площадью 6 кв. с. и жилой дом при нём с сараем и отхожим местом.
 
   На станции Куровская построено было два жилых дома. В первом жили начальник станции (площадь жилья 15,14 кв.с.), помощник (по-нынешнему заместитель) начальника станции (10,01 кв.с.), 4 стрелочника, сторож и жандарм в комнатах от 3,5 до 4 кв.с. Обогревались они двенадцатью печами, на всех было одно двухочковое отхожее место. В хозяйстве каждого было по сараю и на двоих – по леднику. Мусор сваливали в общую помойную яму.
 
   В другом доме, чуть поскромнее, жили надсмотрщик телеграфа, старший телеграфист, составитель и сцепщик. «Удобства» были такими же, как и у жильцов первого дома.
 
   Для потребностей служащих здесь был построен приёмный покой, оборудованный необходимым инвентарём, площадью 38,5 кв. с.. В приёмном покое 6 печей. Доктор, проживавший в приёмном покое на площади около 3 кв.с., посещал больных, коих могло быть не более пяти, по количеству коек. В этом же здании была комната-аптека, а рядом жили фельдшер и сторож.
 
   Итого, жилья на станции Куровская было в общей сложности 109,17 кв. с. плюс сеней и коридоров 14,6 кв. с. Кстати, жильё по всей линии было типовым, так что почти на всех станциях условия были одинаковыми, разве что начальники станций Черусти и Муром имели на 4 кв. с. больше. Почувствуйте разницу! Хотя… вот начальник депо станции Муром расположился почти на 30 кв. с., а начальник дистанции пути так вообще имел 38 кв. с.. Но ведь это оооччень большие начальники, им можно, им надо!
 
   Станционное хозяйство было небогатым. Длина главных путей станции Куровская между входными стрелками составляла 520,25 погонных с. И плюс к этому пассажирские и товарные разъездные пути, товарные, тракционные пути – всего 2034,53 пог.с. На станции Куровская было 3 стрелки с крестовинами типа 1/11, 7 стрелок – типа 1/9 и 10 – типа IVа 1/9, 4 семафора, 2 путевых упора, 2 стрелочные будки.
 
   На станции Куровская был установлен старый поворотный круг диаметром 56 футов, снятый на станции Сортировочная Московско-Рязанской линии (там, в свою очередь, поставили круг диаметром 72 фута).
 
   Обслуживание хозяйства входило в сферу деятельности 13-го рабочего участка IV околотка I дистанции. 13-й рабочий участок был в границах 60-65 вёрст (для справки: 1 верста = 500 саженей = 1,0668 километра), IV околоток – 55 – 75 вёрст, а I дистанция – от станции Люберцы (через станцию Люберцы-2) до 95-й версты (за две версты до разъезда Фелисово).
 
   На станции Куровская были установлены два электрожезловых аппарата Вебб-Томпсона-Смиса малого усовершенствованного типа, с 15-ю жезлами каждый. При каждом жезловом аппарате имелся телефон для переговоров с соседней станцией, а также с будками и казармами данного перегона.
 
   Телеграфная линия (2 железных провода) протяженностью 367 вёрст проходила по правой стороне пути (направлением на Арзамас). Линия находилась на сосновых непропитанных столбах длиной 10,5 аршина (для справки: 1 аршин = 71,12 см), расстояние между столбами – 25 саженей.
 
   С постройкой линии Люберцы – Арзамас, которая пересекла Ореховский подъездной путь около станции Куровская этого пути, прежняя станция с таким названием была упразднена, и здесь была устроена новая, общая, станция Куровская. Согласно отчётности за 1911 год, когда станция Куровская принадлежала Ореховскому подъездному пути, жалование начальника станции составляло 540 рублей в год. Станционный сторож получал 144 рубля в год, конторщик 300 рублей в год, сторож по охране грузов – 165 рублей в год. Был здесь и младший стрелочник с жалованьем 144 рубля в год.
 
   На новой станции Куровская был установлен телеграфный аппарат Ореховского пути, включённый в телеграфный провод этого пути, который заведён шлейфом на станцию Куровская. В то время применялись телеграфные чернопишущие аппараты Морзе нормального железнодорожного типа с чугунными пластинчатыми громоотводами. Они питались от батарей элементов Мейдингера.
 
   Любопытно взглянуть, как была оборудована контора начальника станции IV класса Куровская.
 
   Постучим в дверь с эмалированной вывеской «Контора начальника станции», войдём. Вешалка из мореного дуба с тремя металлическими крючками. Диван из того же материала, на спинке которого вырезаны литеры Московско-Казанской железной дороги. Икона в киоте размером 4 на 5 вершков (для справки: вершок = 4,44 см). На столе тоже из морёного дуба лампа с горелками и стеклянными шарами, чугунная пепельница. Для гостей – самовар с трубой ёмкостью ¾ ведра (для справки: ведро = 10 кружек = 30 фунтов воды = 20 водочных бутылок (0,6) = 16 винных бутылок (0,75) = 100 чарок = 200 шкаликов = 12 или – по другим источникам – 15 литров). Посетители рассаживались на венские стулья тёмного цвета, поглядывая на круглые стенные часы, заводили разговор. Время от времени начальник станции доставал из шкафа (из того же морёного дуба) какой-либо каучуковый штемпель и визировал бумаги.
 
   Пройдём и в зал ожидания III класса. Диваны, часы, икона… А вот интересная железная доска, на которой по чёрному фону выведено красными буквами «Поезд № ___, прибывающий на станцию Куровская в ___ч. ___м., опаздывает приблизительно на ___ ч. ___ мин.». Ну, стоит добавить только современный компьютер, и вот тебе инновационная система информирования пассажиров XXI века на перегоне Москва – Пушкино Ярославского направления! Ведь надо же, с точностью до минут фиксировали тогда опоздания!
 
   В зале ожидания I и II класса комфортнее. В частности, тут имеются дамская и мужская уборные. На двери дамской комнаты табличка «Вход мужчинам воспрещается!», на двери мужской – аналогичной таблички, гм… почему-то нет.
 
   На стене карта путей сообщения, наклеенная на полотно, термометр. Отдельно стоит глиняный фильтр для воды, бак вместимостью 1 ведро. На лакированном подносе – графин с двумя стаканами… А вот и поезд подошёл, пора в путь. Счастливого пути!
 
8 января 2012 г. Москва
Категория: История | Добавил: Николаич (09.01.2012)
Просмотров: 774 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
спасибо за прекрасную статью, узнала много нового happy
1 Vintovka   (26.01.2012 22:58)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
История [6]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 100
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика